Часы
Время в Москве
07:11:59
Время в Пекине
12:11:59
Курс валют
FreeCurrencyRates.com

Московский кремль

Московский Кремль не нуждается в представлении. Это символ, визитная карточка не только столицы, но и всей России.

Московский Кремль

Московский Кремль

Первые упоминание о Москве, как известно, относится к 1147 году. Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, возвращаясь из похода на Новгород, пригласил к себе на пир своего союзника и родственника князя Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате в Москов». Здесь, в Москве, они держали совет, и Юрий, по словам летописца, дал гостю «обед силен»…
Но сейчас уже доподлинно известно, что город как минимум на 200 лет старше этой даты.
Начиналась Москва на высоком холме (названном впоследствии Боровицким), омываемом реками Москвой и Неглинной, где шумел сосновый бор. Там было построено небольшое укрепленное поселение. С него и началась долгая и славная история Москвы…

Москва Древняя

Москва Древняя

В конце XIII века, при князе Данииле Александровиче, сыне святого Александра Невского, Москва стала центром небольшого удельного княжества.
Возвышение Московского княжества особенно заметно стало при сыне Даниила Александровича князе Иване Калите, правившем в 1325-1340 годы. Именно он заложил основы будущей мощи Москвы. Князь Иван прослыл осторожным и расчетливым политиком, он существенно расширил границы княжества, приумножил княжескую казну. В связи с этим он и получил прозвище Калита, что означает «денежный мешок».

Великий князь Иван Калита

Великий князь Иван Калита

Москва при Иване Калите. Художник А.Васнецов

Москва при Иване Калите. Художник А. Васнецов

При Иване Калите Москва становится духовным центром Руси. Тогдашний глава русской церкви митрополит Петр подолгу жил в Москве, а в 1326 году после смерти был здесь погребен. Преемник Петра – митрополит Феогност – сделал Москву местом постоянного пребывания главы русской церкви.
Иван Калита возвел в Кремле несколько крупных каменных построек: древний Успенский собор, главный соборный храм столицы, церковь Иоанна Лествичника, храм Спаса на Бору, домашнюю церковь московских князей, Архангельский собор – княжескую усыпальницу. Эти храмы возводились на месте прежних деревянных церквей. Так сформировался архитектурный ансамбль центральной площади Кремля – Соборной.

Князь Дмитрий Донской

Князь Дмитрий Донской

При князе Дмитрии Ивановиче Донском, внуке Иваны Калиты, был возведен каменный Кремль. Всю зиму 1367 года из подмосковного села Мячково возили на санях известняк. Весной начались строительные работы, и уже в 1368 году в центре Москвы поднялись мощные белокаменные стены и башни, отвечавшие всем фортификационным требованиям того времени.

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Московский Кремль при Дмитрии Донском

В этот же период в Кремле строятся каменные церкви, Чудов и Вознесенский монастыри и новые княжеские хоромы. Строительство велось из белого мячковского камня. И с тех пор за Москвой укрепляется название белокаменной.
Наиболее крупное строительство развернулось в Кремле при великом князе Иоанне III (1462-1505) – «Государе всея Руси».

Первый государь всея Руси Иоанн III Васильевич

Первый государь всея Руси Иоанн III Васильевич

В его правление окончательно сложился уникальный кремлевский ансамбль.
С 1485 по 1495 год были выстроены новые, кирпичные стены и башни Кремля. Он получил современные очертания – неправильного треугольника. Протяженность стен с 20-ю башнями составляла 2235 метров. Общая площадь – 28 гектаров. Стены возводились с учетом рельефа местности. Высота их — от 5 до 19 метров, толщина — от 3,5 до 6,5 метра. По верху стен проходит боевая площадка шириной от 2 до 4,5 метра, защищенная с внешней стороны зубцами. Всего на стенах 1045 зубцов с узкими щелевидными бойницами.

Кремль при Иване III. Художник А. Васнецов

Кремль при Иване III. Художник А. Васнецов

К работам в Кремле были привлечены лучшие мастера со всей России, а также итальянские мастера – признанные во всей Европе специалисты фортификационного дела. Среди них – Пьетро Антонио Солари, Алоизо ди Каркано (он же Алевиз Фрязин), Антон Фрязин, Марк Фрязин. Фрязинами на Руси называли итальянцев. Считается, что общее руководство строительством мощной оборонительной крепости осуществлял Аристотель Фиораванти.
Тогда же, при Иоанне III, был сооружен новый великокняжеский дворец, парадная палата которого — Грановитая — до сих пор украшает Соборную площадь Кремля. Были вновь возведены величественные соборы – Успенский, Благовещенский, Архангельский, уникальная колокольня «Иван Великий».

Успенский собор – главный храм России. Ныне существующий собор стоит на месте более древних церквей.

Успенский Собор Московского Кремля

Успенский Собор Московского Кремля

Ему предшествуют, как полагают историки, три храма: деревянная церковь XII века, собор XIII века и белокаменный храм 1327 года времен Ивана Калиты, в котором был похоронен святитель Петр, митрополит московский. Рака с его мощами впоследствии была перенесена в новое здание Успенского собора.

К концу XIV века белокаменный храм сильно обветшал. В 1472 году его разобрали и через два года псковские мастера возвели новое здание. Но майской ночью 1474 года в Москве приключился «трус» – землетрясение. Такое редко, но бывает в белокаменной.
Это землетрясение разрушило только что возведенный Успенский собор. Впрочем, дело тут не только в стихийном бедствии. В годы ордынского ига даже Псков и Новгород, не затронутые нашествием, не вели большого каменного строительства. И навык возведения больших храмов, чем славились древнерусские мастера, был фактически утрачен. Это заставило впервые в истории Руси обратиться за помощью к иностранным «каменосечцам». Задача «мастера пытати церковного» была возложена на дьяка Семена Толбузина, выехавшего в Венецию летом 1474 года. Это посольство отправилось в ответ на посольство венецианского дожа.
Толбузин, подыскивая архитектора, остановил свой выбор на Аристотеле Фьораванти. Прославленный архитектор происходил из семьи, в которой существовал культ античности. Родители и нарекли сына именем великого греческого философа. Сын оправдал надежды с лихвой. В документах архива Болоньи Фьораванти именуется удивительным гением и утверждается, что нет человека, который бы знал в архитектуре что-либо неизвестное Аристотелю. Таково было мнение о Фьораванти в стране, где жили тогда лучшие в Европе зодчие и живописцы. Венецианский дож отпустил Фьораванти в Москву «как бы в драгоценный дар»…
Следует отметить, что дар обошелся Москве дорого. Фьораванти согласился поехать за баснословное жалование – 10 рублей в месяц. В те времена небольшая деревня на Руси стоила 3 рубля, столько же стоил хороший боевой конь. За 100 рублей можно было купить большое село…
Итальянскому зодчему было предписано построить храм определенного типа в соответствии с древнерусскими традициями. С этой целью Фьораванти предпринял ряд поездок на север и детально ознакомился с Успенским собором во Владимире. Храм произвел на мастера сильное впечатление. По словам летописца, он «похвалил дело» и даже приписал строительство собора неким итальянским мастерам. В устах Фьораванти это было, по-видимому, изысканным комплиментом создателям шедевра русской архитектуры…
12 августа 1479 года Успенский собор был торжественно освящен. «Яко един камень» – так метко характеризовал летописей облик храма, главным достоинствами которого действительно являются цельность, торжественность и величие.

Henry Charles Brewer (1866-1950). Успенский собор Московского Кремля

Henry Charles Brewer (1866-1950). Успенский собор Московского Кремля

Храм стал символом преемственности Древней Руси и нового Русского государства. Но не только. Величественный собор должен был, по мысли Иоанна III, показать преемственность Константинополя, павшего под ударами турок в 1453 году, и Москвы – оставшейся единственным независимым центром Православия…
В новом здании Успенского собора, как и в старом, проводились парадные церемонии, носившие общегосударственное значение. С 1498 года здесь венчали на великое княжение, с 1547-го – на царство, а с 1721 года там происходили коронации императоров всероссийских. Здесь же происходил обряд поставления митрополитов и Патриархов. В соборе у гроба святителя Петра и перед общерусской святыней – иконой Владимирской Богоматери – князья, бояре и государственные «чины» присягали на верность государям. Перед военными походами воеводы получали в храме благословение…
Южнее Успенского собора находится Архангельский собор (1505-1508 гг.) – усыпальница великих князей и царей. В храме 54 захоронения. Здесь погребены, в частности, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иоанн III, Иоанн Грозный…

Исторический некрополь Архангельского собора

Исторический некрополь Архангельского собора

После перенесения столицы из Москвы русских императоров, начиная с Петра I, хоронили в Петербурге.
Там же, на Соборной площади Кремля, находится древнейшая сохранившаяся доныне в Москве гражданская постройка – Грановитая палата. Она построена в 1487-1491 годах итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Грановитая Палата Московского Кремля

Грановитая Палата Московского Кремля

Палата получила название по своему фасаду, отделанному граненым камнем – рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. В Грановитой палате в старину проходили торжественные церемонии приема иностранных посольств, заседали Земские соборы – парламент. Иван Грозный праздновал здесь присоединение Казани, а Петр I – победу русских войск над шведским королем Карлом XII под Полтавой в 1709 году. Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией…
При царе Иоанне Грозном строили в Кремле мало: он долгие годы жил в основном в «опричной столице» – в Александровской слободе, в 100 километрах от Москвы.
При царе Борисе Годунове была надстроена колокольня Ивана Великого – величественная трехъярусная белоснежная златоглавая башня.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого

Первоначально колокольня была возведена в Кремле в 1505-1508 годах, а верхний ярус надстроен в 1600 году. Об этом свидетельствует надпись под куполом, сделанная золочеными буквами: «…повелением Великого Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича… и сына его… князя Федора Борисовича… храм совершен и позлащен во второе лето государства их 7108 (1600)».
Кстати, еще в XIX веке было у москвичей такое развлечение – прочитать, что написано наверху колокольни. Тогда многие могли это сделать. Сейчас, пожалуй, лишь единицы прочитают надпись без бинокля…

Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого

В свое время колокольня «Иван Великий» была самым высоким (81 метр) зданием на Руси и являлась сторожевой, сигнальной башней, с которой хорошо обозревались окрестности на 30 километров.
Столп колокольни сложен из большемерного кирпича, цоколь и фундамент – из белого камня. В первом ярусе колокольни помещается древняя церковь Иоанна Лествичника. В 1532-1543 годах к колокольне была пристроена звонница.

Церковь-колокольня Иоанна Лествичника

Церковь-колокольня Иоанна Лествичника

В 1812 году французы, при отступлении из Москвы, намеревались уничтожить башню. От взрыва были разрушена звонница. Иван Великий дал трещину, но устоял, что свидетельствует об исключительной прочности здания. И, конечно, о высоком мастерстве его строителей. К 1819 году по проекту архитектора Доменико Жилярди колокольню отремонтировали, восстановили звонницу.
У подножия «Ивана Великого» стоит знаменитый Царь-колокол.

Царь Колокол

Царь Колокол

В мире нет колокола, который превосходил бы его по весу. Самые знаменитые колокола Китая и Японии весили не более трех тысяч пудов, европейские – не более тысячи. Царь-колокол весил свыше 12-ти тысяч пудов – 200 тонн!
Он был отлит литейщиком Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733-1735 годах.
Происходило это так. На Ивановской площади Кремля была сооружена литейная яма 10-метровой глубины. Стены ее укрепили дубовым срубом и выложили кирпичом. На дне ямы вбили дубовые сваи, на которые установили железную решетку. Полтора года ушло на изготовление формы и кожуха колокола.
Первая плавка в ноябре 1734 года оказалась неудачной: вышли из строя три из четырех литейных печей. Повторная плавка, проведенная годом спустя, 25 ноября 1735 года, удалась – колокол-гигант был отлит.
После этого началась отделка чеканных украшений колокола. Центральное место в декоре заняли изображения царя Алексея Михайловича и императрица Анны Иоанновны, выполненные в рост.

Барельеф царя Алексея Михайловича на Царь Колоколе

Барельеф царя Алексея Михайловича на Царь Колоколе

Однако работа осталась незавершенной. В мае 1737 года в Москве разразился страшный пожар, охвативший все кремлевские постройки. Во время тушения пожара от неравномерного охлаждения колокол дал несколько трещин, и от него отвалился кусок весом в 11 с половиной тонн…
100 лет лежал Царь-колокол в литейной яме. Лишь в 1836 году архитектор и инженер Август Монферран, строитель Исаакиевского собора и Александрийской колонны в Санкт-Петербурге, осуществил подъем Царь-колокола и установку его на постамент.
Недалеко от Царь-колокола установлен другой памятник литейного искусства – Царь-пушка, изготовленная в царствование Федора Иоанновича, сына Иоанна Грозного.

Царь-Пушка

Царь-Пушка

Отлил орудие из бронзы мастер Андрей Чохов в 1586 году. Кстати, существует версия, что пушкарского дела мастеровые Чоховы – далекие предки писателя Антона Чехова…
Вес пушки 40 тонн, длина 5,34 метра. По калибру – 890 миллиметров – это была самая большая пушка в мире. Стрелять из нее должны были картечью. Царь-пушка отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым пушкам XVI века, и предназначалась для обороны Московского Кремля, но… из нее, в силу разных обстоятельств, не было произведено ни одного выстрела.

Царь-Пушка

Царь-Пушка

Поверхность ствола Царь-пушки украшена орнаментальными поясами, надписями, литыми фигурными фризами, среди которых – изображение царя Федора, сидящего на коне со скипетром в руке. По бокам ствола – восемь литых скоб для перемещения орудия.
Лафет, на котором установлена Царь-пушка, и ядра, лежащие около нее, – декоративные, чугунные, отлиты в 1835 году в Петербурге на заводе Берда, где был создан первый в России пароход. Вес каждого пушечного ядра – одна тонна.
Вот еще один русский парадокс: Царь-пушка не сделала ни единого выстрела, а слышал о ней весь свет…
В XVII веке в Кремле были сооружены Патриаршие палаты и домовая церковь «Двенадцать апостолов».

Патриаршие палаты и домовая церковь

Патриаршие палаты и домовая церковь “Двенадцать апостолов”

После пожара 1682 года были обновлены кремлевские стены и башни, которые украсили островерхие черепичные шатры, что придало очертаниям всего Кремля более нарядный и живописный силуэт.
В 1713 году Петр I перенес столицу государства из Москвы в Санкт-Петербург. В древней столице проходило лишь венчание русских самодержцев на царствование.
Кремль постепенно приходит в запустение, затихает некогда бурная жизнь кремлевских мастерских. Но, тем не менее, в XVIII веке он обогатился одним из своих главных шедевров. Это – здание Сената, построенное в стиле классицизма в 1776-1788 годах архитектором Матвеем Казаковым.

Здание Сената Московского Кремля

Здание Сената Московского Кремля

План здания имеет форму равнобедренного треугольника, в который вписаны три двора: пятигранный в центре и по сторонам – два треугольных. В центре главного фасада – портик ионического ордера. Он обрамляет вход, напоминающий триумфальную арку, ведущий на парадный двор. Завершает здание купол, который благодаря многочисленным окнам в основании кажется парящим в воздухе. Здание Сената хорошо видно с Красной площади. Его мощный силуэт – доминанта, придающая кремлевскому ансамблю торжественный и завершенный вид.
В 1838-1849-х годах в Кремле был возведен Большой Кремлевский дворец.

Большой Кремлевский Дворец

Большой Кремлевский Дворец

Автор проекта – крупнейший архитектор Константин Тон. Согласно задумке императора Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Его пять парадных залов – Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский – получили название по орденам Российской империи.
Георгиевский зал – самый большой парадный зал во всем дворце: длина 61 метр, ширина 20,5 метра, высота 17,5 метра. Он назван в честь ордена Святого Георгия Победоносца – высшего военного ордена, учрежденного в 1769 году императрицей Екатериной II. Соответствует названию и отделка зала.

Георгиевский Зал Кремлевского Дворца

Георгиевский Зал Кремлевского Дворца

Его украшают 18 мощных витых колонн, покрытых орнаментом и увенчанных статуями побед с лавровыми венками и памятными датами. Мраморные статуи на пилонах аллегорически символизируют области и царства, составляющие многонациональное государство. На стенах зала изображены золотые звезды и орденские знаки с девизом «За службу и храбрость». На мраморных плитах высечены названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и почти 11 тысяч фамилий офицеров и генералов, удостоенных ордена Святого Георгия Победоносца.
Андреевский зал посвящен высшему ордену Российской империи – святого Андрея Первозванного, учрежденному Петром I в 1698 году.

Андреевский Зал Большого Кремлевского Дворца

Андреевский Зал Большого Кремлевского Дворца

Андреевский зал был тронным залом Большого дворца. Его перекрывают золотые стрельчатые своды, опирающиеся на два ряда четырехугольных столбов. Над императорским троном – изображение Всевидящего Ока в золотых лучах славы. Стены, капители и двери зала украшены андреевскими крестами. Над входом – вензельные изображения имен Петра I, основателя ордена, Павла I, учредителя статута ордена, и Николая I, строителя Андреевского тронного зала.
Примыкающий к Андреевскому Александровский зал получил имя в честь ордена Святого Александра Невского, учрежденного императрицей Екатериной I в 1725 году.

Александровский Зал Большого Кремлевского Дворца

Александровский Зал Большого Кремлевского Дворца

Стены зала отделаны розовым мрамором. Вдоль стен стоят золоченые стулья, обитые красным бархатом – цвета орденской ленты и с орденскими звездами на спинках. Сферический купол также украшен орденскими знаками и государственными гербами. Стены зала украшают картины на сюжеты из жизни Александра Невского, прославившегося победами над шведами и немецкими рыцарями.
Владимирский зал назван в честь ордена святого Владимира, учрежденного в 1782 году. Зал находится в центре дворцового ансамбля и ведет в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Большого Кремлевского дворца. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором.

Владимировский Зал Большого Кремлевского Дворца

Владимировский Зал Большого Кремлевского Дворца

Екатерининский зал – тронный зал императрицы. Назван в честь ордена святой Екатерины, учрежденный женой Петра I Екатериной в 1714 году.

Екатерининский Зал Большого Кремлевского дворца

Екатерининский Зал Большого Кремлевского дворца

Достопримечательностью зала являются пилястры на массивных столбах, стоящих у входов, с узорами из мельчайших кусочков малахита работы талантливых умельцев.
Всего в Большом Кремлевском дворце около 700 комнат. Своим главным фасадом он выходит на Кремлёвскую набережную.

Кремлевская набережная

Кремлевская набережная

Большой Кремлёвский дворец выполнял роль парадной резиденции, сначала – императоров, сейчас – президентов России. Сегодня в его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, такие, как вручение государственных наград или верительных грамот, приемы иностранных делегаций.
Рядом с Большим Кремлевским дворцом в 1851 году архитектором Тоном было сооружено новое здание Оружейной палаты.

Здание Оружейной Палаты

Здание Оружейной Палаты

Бывшая сокровищница великих князей и царей – старейший музей страны, насчитывающий около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV – начала XX веков. Здесь хранятся древнее оружие, боевые доспехи, уникальные изделия из золота, серебра и драгоценных камней, государственные регалии, редчайшая коллекция одежды и тканей, посольских даров русским князьям и царям, парадные экипажи и великолепная конская упряжь.

Парадный экипаж русских царей в Оружейной палате Кремля

Парадный экипаж русских царей в Оружейной палате Кремля

Любопытна коллекция царских тронов: царя Ивана Грозного, облицованного слоновой костью, золотые – Бориса Годунова и Михаила Федоровича, алмазный – царя Алексея Михайловича и двойной – его детей-соправителей Петра I и Ивана V.

Двойной трон царевичей Ивана и Петра в Оружейной палате Кремля

Двойной трон царевичей Ивана и Петра в Оружейной палате Кремля

В здании Оружейной палаты размещается уникальный музей «Алмазный фонд Российской Федерации». В его экспозиции – императорские короны, крупнейшие драгоценные камни, золотые и платиновые самородки, лучшие изделия отечественных ювелиров, ордена, украшенные бриллиантами, алмазы, найденные в России.

Императорские короны. Музей «Алмазный фонд Российской Федерации»

Императорские короны. Музей «Алмазный фонд Российской Федерации»

Специальный раздел экспозиции отведен всемирно известным драгоценным камням, принадлежавшим императорской фамилии. Среди них – знаменитый алмаз «Орлов» (189,62 карата), названный по имени фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Он купил его и подарил Екатерине. В 1774 году алмаз украсил императорский скипетр.

Алмаз «Орлов»

Алмаз «Орлов»

Другой не менее известный алмаз – «Шах» (88,7 карата) – подарен в 1829 году персидским шахом Николаю I.

Алмаз Шах из Алмазного фонда РФ в Москве

Алмаз Шах из Алмазного фонда РФ в Москве

Таким образом, шах хотел искупить свою вину за трагическое событие – убийство религиозными фанатиками в Тегеране сотрудников русском миссии. Среди погибших – посланник Александр Грибоедов, автор гениальной комедии «Горе от ума»…

Последние две крупные постройки в Кремле относятся к советским временам.
В 1932-1934 годах на месте разрушенных Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца было построено здание, в котором долгое время проводились заседания палат Верховного Совета – высшего органа государственной власти СССР.
В 1961 году неподалеку от Троицких ворот, на месте служебных строений, а также старого здания Оружейной палаты был построен Государственный Кремлевский дворец.

Кремлевский Дворец Съездов

Кремлевский Дворец Съездов

В 1990 году Кремль включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наверх