Часы
Время в Москве
19:46:21
Время в Пекине
00:46:21
Курс валют
FreeCurrencyRates.com

Красная площадь

Точную дату возникновения Красной площади установить трудно. В конце XIII века на этом месте располагался рынок, по которому местность у кремлевских ворот называлась Торг.

Красная площадь в конце XIII века

Красная площадь в конце XIII века

А Красная площадь, в виде, близком к современному, появилась после большого пожара 1493 года, уничтожившего огромное количество деревянных зданий в Кремле и вокруг него. Со временем площадь стала политическим и торговым центром Москвы. Ее стали называть «Красной», что на старорусском языке означало «красивая», «главная».

Красная Площадь в Москва . Автор Ф.Я.Алексеев

Красная Площадь в Москва . Автор Ф.Я.Алексеев

Красная площадь видела многое: народное ополчение Минина и Пожарского, освободившее в 1612 года Москву от иноземных захватчиков, в 1812 году бегство из белокаменной наполеоновских войск. Впрочем, это не спасло – они почти полностью были уничтожены во время отступления армией Кутузова.
7 ноября 1941 года, когда гитлеровские войска стояли у Москвы, на Красной площади состоялся военный парад. Отсюда его участники уходили прямо в бой. И отстояли Москву!

Военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года

Военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года

А 24 июня 1945 года на Красной площади состоялся парад Победы. Под дробь барабанов к подножию мавзолея Ленина были брошены 200 трофейных знамен фашистского рейха, поверженного советским народом…

Парад Победы на Красной площади, 24 июня 1945 года

Парад Победы на Красной площади, 24 июня 1945 года

Ныне, в День Победы – 9 мая – на Красной площади проходит традиционный военный парад с участием ветеранов войны, представителей всех родов войск и образцов современной техники.

Военный парад на Красной площади 9 мая в День Победы

Военный парад на Красной площади 9 мая в День Победы

Выйдя на Красную площадь, первое, на что обращаешь внимание – это Спасская башня Кремля. Ее высота – 71 метр.

Спасская башня Кремля

Спасская башня Кремля

Башня была сооружена в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. С 1585 года на башне были установлены большие часы. В 1624-1625 годах для новых часов с боем – кремлевских курантов – был возведен многоярусный верх в готическом стиле английским архитектором Христофором Галовеем.
Часы показывали время от восхода до захода солнца. На ночь они не заводились. Помещенное над циферблатом изображение солнца показывало своим лучом время, обозначенное на круге. При этом вращался сам циферблат.
Новые часы для башни были привезены Петром I из Голландии. Ныне существующие куранты были изготовлены на русском заводе братьев Бутеноп в 1850-1852 годах.

Куранты на Спасской башне

Куранты на Спасской башне

Циферблаты диаметром более 6 метров выходят на четыре стороны башни. Длина стрелок – около трех метров. Общий вес часов – 25 тонн.
До 1917 года куранты исполняли две мелодии – «Марш Преображенского полка» и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» знаменитого композитора Дмитрия Бортнянского. В 1918 году, по распоряжению Ленина, часы стали играть «Интернационал». Ныне они исполняют гимн России и мелодию композитора Михаила Глинки «Славься» из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)».
Спасские ворота были главным парадным въездом в Кремль и почитались святыми. Через них нельзя было въехать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, написанном на внешней стороне башни.
Слева от Спасской башни находится, пожалуй, самый знаменитый столичный собор – Покровский, более известный как храм Василия Блаженного. Он был поставлен по обету царя Иоанна Грозного в честь взятия Казани в 1552 году.

Взятие Казани 1552 год

Взятие Казани 1552 год

Осада русскими войсками Казани. 1552 г.Художник М. В. Петров-Маслаков

Осада русскими войсками Казани. 1552 г.Художник М. В. Петров-Маслаков

Строительство собора велось с 1552 по 1561 год. Ярусными башнями и шатрами собор напоминает деревянные церкви русского Севера. Восемь церквей, входящих в храмовый ансамбль, и окружающих девятую, центральную, посвящены святым, дни празднования которых совпали с восемью сутками штурма Казани. Решающий приступ был назначен на день Покрова…

Храмовый ансамбль

Храмовый ансамбль

Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. Церкви соединены друг с другом системой переходов. Высота храма − 65 метров.

храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

В 1588 году к собору был пристроен придел Василия Блаженного. «Христа ради юродивый» Василий, похороненный в этом приделе, был наделен даром ясновидения. Он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу, открыто осуждал жестокие поступки Иоанна Грозного. При этом царь чтил Василия Блаженного и даже побаивался… Юродивый был настолько популярен, что со временем Покровский собор стал чаще именоваться храмом Василия Блаженного.

red18

В XVII веке собор был расписан яркими красками. Таким он стоит и в наши дни – живописным, красочно убранным, солнечным.
По мнению исследователей, архитектором собора был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, версии, храм строили два мастера – Барма и Постник.
Существует легенда, что строители храма были якобы ослеплены, дабы впредь не смогли построить что-либо подобное. Но, скорее всего, это не более, чем красивая выдумка. Нечто подобное рассказывают и о строителях собора святого Марка в Венеции…

Историк Иван Егорович Забелин писал: известный всему свету Покровский храм по своей оригинальности занял свое место в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы. Особенной чертой самобытности и своеобразия, каким Москва, коренной России град, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это – такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, Царь-колокол, Царь-пушка…
В Покровском соборе, принадлежащем Русской Православной церкви, работает музей.
Перед собором стоит памятник Минину и Пожарскому.

Мысль о создании монумента руководителям народного ополчения, освободившего в 1612 году Москву от польских интервентов, была выдвинута еще в 1803 году. Но, по воле судьбы, ее удалось воплотить в жизнь лишь после изгнания из первопрестольной наполеоновских полчищ – в 1818 году.
Автор памятника – Иван Mapтос. Он создал сложную и символичную композицию. Князь Пожарский, еще не вполне оправившийся от ран, изображен сидящим, левой рукой опирающийся на щит, а правой – принимающий меч полководца от Минина, стоящего с призывным жестом протянутой руки.

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому

Фигуры героев одеты в античные хитоны, русифицированные за счет изменения некоторых деталей. Остроконечный шлем Пожарского воспроизводит древнерусские образцы, а на щите вместо античной головы Горгоны помещен православный лик Спаса…
Памятник был установлен на постамент из красного гранита, на котором укреплены барельефы, изображающие сцены сбора народного ополчения и сражения ополченцев с оккупантами. Интересно, что на одном из барельефов Мартос изобразил самого себя – в виде безбородого мужчины, приведшего в ополчение двух сыновей. Надпись на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» …

Барельеф, изображающий сцены сбора народного ополчения и сражения ополченцев с оккупантами

Барельеф, изображающий сцены сбора народного ополчения и сражения ополченцев с оккупантами

Памятник стал первым в Москве скульптурным монументом. Он органично вписался в ансамбль Красной площади. Первоначально памятник стоял у Торговых рядов – нынешнего ГУМа – лицом к Кремлю. Направление движения руки Минина понятно и символично. Он указывает вперед и вверх – на Кремль и купол здания Сената, где тогда стояла статуя Георгия Победоносца – святого покровителя Москвы.
В 1931 году советские власти посчитали памятник помехой для демонстраций и парадов боевой техники на Красной площади, и переместили его к собору Василия Блаженного. Это была крайне неудачная идея! Во-первых, памятник теряется на фоне композиционно сложного собора Василия Блаженного. Во-вторых, становится непонятным направление призывного жеста руки Минина. Он теперь указывает не на кремлевскую твердыню, а в неопределенную туманную даль… Впрочем, это направление xopошо знакомо по сотням монументов Ленина…
Непосредственно связан с событиями 1612 года и Казанский собор, построенный на противоположной (от храма Василия Блаженного) стороне Красной площади на средства князя Дмитрия Пожарского.

Казанский собор до разрушения, Москва, Красная площадь

Казанский собор до разрушения, Москва, Красная площадь

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

В храме была помещена икона Казанской Богоматери, с которой Пожарский вместе с ополчением освобождал столицу от польских захватчиков, и которая стала символом этой победы…
Собор был первым возведенным в Москве храмом после окончания Смутного времени, и стал образцом для строительства. Вслед за ним в разоренной столице было возведено множество церквей, получивших название «огненных».

Огненные Храмы

Огненные Храмы

Огненные Храмы

Огненные Храмы

Так прозвали кубические бесстолпные здания, завершавшиеся взбегающими вверх поясами кокошников и одной главой. Пояса кокошников символизировали небесные силы, представленные в виде языков огня…
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником, который отмечался вплоть до 1917 года. Он возобновлен в 2005 году и называется Днем народного единства (4 ноября). Все возвращается на круги своя!..

День Иконы Казанской Божьей Матери

День Иконы Казанской Божьей Матери

День народного Единства 2014 г.

День народного Единства 2014 г.

Владимир Путин почтил память Минина и Пожарского

Владимир Путин почтил память Минина и Пожарского

В Отечественную войну 1812 года в Казанском храме был благословлен иконой Казанской Богоматери отъезжавший в армию главнокомандующий Михаил Кутузов. Проделав с русской армией славный боевой путь, икона была торжественно внесена в 1814 году в капитулировавший Париж…
Недалеко от памятника Минину и Пожарскому находится Лобное место. С ним почему-то связывают самые кровавые истории. Говорят, это-де эшафот, на котором в старину почем зря рубили головы россиян…

Лобное место на Красной площади

Лобное место на Красной площади

Иллюстрация В. Д. Поленова. Лобное место

Иллюстрация В. Д. Поленова. Лобное место

В летописи Лобное место впервые упоминается в 1549 году, когда царь Иоанн Грозный с него держал речь перед народом. Лобное место имеет священный смысл. Название – перевод иудейского слова «Голгофа».
Историк Николай Карамзин, живописуя эпоху казней при Иоанна Грозном, говорит: «В смирении великодушном страдальцы умирали на Лобном месте»…
В этом утверждении по меньшей мере две неточности. Во-первых, Карамзин путает Лобное место с существовавшей неподалеку Лобной площадью, на которой действительно происходили казни. Во-вторых, Лобное место, в утилитарном смысле, представляло собой не что иное, как трибуну. Здесь, в частности, возглашали молитвы Патриархи, объявлялись царские указы, народу представляли царевичей.

Гравюра Лобное место

Гравюра Лобное место

Царевича в отрочестве практически никто не видел. Но когда ему исполнялось 15-16 лет его на плечах придворных приносили из Кремля на Лобное место. Этот акт знакомства народа с будущий наследником престола ограждал страну от возможных самозванцев…
А их в Смутное время хватало! 17 мая 1606 года близ Лобного места был выставлен труп Лжедмитрия I – беглого монаха Гришки Отрепьева – «с маскою, дудкою и волынкою» в знак самозванства и скоморошества на престоле.

Тело Лжедмитрия 1

Тело Лжедмитрия 1

С Лобного места было провозглашено возведение на престол Михаила Федоровича Романова, что ознаменовало собой окончание Смутного времени. Здесь же совершалось празднество входа Иисуса Христа в Иерусалим. В Вербное воскресенье с Лобного места Патриарх совершал ход в храм Василия Блаженного. Причем царь вел под уздцы осла, на котором восседал глава Русской Православной Церкви. И хотя с упразднением Петром I патриаршества этот обряд не исполнялся, до 1917 года около Лобного места ежегодно проходили вербные гуляния и существовал вербный базар.

Верхние торговые ряды на Красной Площади (архитектор Померанцев)

Верхние торговые ряды на Красной Площади (архитектор Померанцев)

Напротив Кремля – здание Верхних Торговых рядов (ныне – Государственного универсального магазина (ГУМ), построенное в русском стиле в 1890-1893 годах архитектором Александром Померанцевым.

Верхние торговые ряды на Красной Площади (архитектор Померанцев)

Верхние торговые ряды на Красной Площади (архитектор Померанцев)

Верхние торговые ряды (ГУМ) в Москве

Верхние торговые ряды (ГУМ) в Москве

Огромное сооружение возведено на месте старых Торговых рядов, которые были построены в 1815 году зодчим Осипом Бове на месте еще более древних торговых рядов. Вот такая многовековая преемственность!..

Старые Торговые Ряды. Архитектор Осип Бове 1815г

Старые Торговые Ряды. Архитектор Осип Бове 1815г

Старые Торговые Ряды. Архитектор Осип Бове 1815г

Старые Торговые Ряды. Архитектор Осип Бове 1815г

В гигантском трёхэтажном сооружении, состоящем из трёх продольных пассажей с глубокими подвалами, разместилось более тысячи магазинов, собственная электростанция, артезианский колодец для местного водопровода, подземная железная дорога для подвоза товара. Во внешней отделке использовался гранит, мрамор, песчаник.

Архитектор Торговых рядов Александр Померанцев (1849-1918гг)

Архитектор Торговых рядов Александр Померанцев (1849-1918гг)

Новые средние ряды

Новые средние ряды

Не менее шикарно отделаны и внутренние помещения. Конструкция перекрытий пассажей – арочные стальные фермы с остеклением шестнадцатиметровых пролётов, спроектированные выдающимся инженером Владимиром Шуховым.

Новые средние ряды

Новые средние ряды

Новые средние ряды

Новые средние ряды

В.Г. Шухов. 1890-е гг.

В.Г. Шухов. 1890-е гг.

Верхние Торговые ряды представляют собой выдающееся сооружение среди торговых помещений не только России, но и Западной Европы, писал о творении Померанцева дореволюционный путеводитель по Москве.
В здании, помимо магазинов, открылись отделения банков, парикмахерские, граверная и ювелирная мастерские, зубоврачебный кабинет, почтовое отделение, ресторан, проводились выставки и концерты.

ГУМ

ГУМ

ГУМ

ГУМ

И еще два новшества нового торгового «палаццо»: здесь появилась первая российская книга жалоб и предложений. И впервые стали использоваться ценники, – до этого цена на товар устанавливалась путем жаркого диалога между продавцом и покупателем. Впрочем, с другой стороны, эти споры были своеобразной народной забавой, которая из-за введения ценников сошла на нет…
В 1875-1881 годах напротив Покровского собора, на другой стороне Красной площади, строится здание Исторического музея.

Шервуд В. О. Исторический музей в Москве

Шервуд В. О. Исторический музей в Москве

Краснокирпичный замок, построенный в русском стиле по проекту выдающегося архитектора Владимира Шервуда, сыграл значительную роль в развитии московской архитектуры на рубеже XX века.
Решение о создании Исторического музея принял император Александр II в феврале 1872 года.
Ранее на месте музея стояло здание Главной аптеки. В 1755 году в нем разместился только что открытый по указу императрицы Елизаветы Петровны Московский университет – первый в России. После того как университет переехал в построенный для него храм науки на Моховой, здание на Красной площади занимали городские учреждения…

Государственный Исторический Музей

Государственный Исторический Музей

Шервуд стремился к органичному включению музейного здания в ансамбль Красной площади. Ему удалось это сделать членением массивного объема и введением вертикалей башен, как бы повторяющих архитектурный ритм построек Кремля и собора Василия Блаженного. Проектируя фасады, архитектор удачно подчеркнул национальное своеобразие архитектуры, используя многочисленные элементы древнерусского зодчества – шатры, кокошники, кессоны, архивольты. Поэтому здание Исторического музея вполне можно назвать первым его экспонатом…
В отделке музейных залов принимали участие знаменитые художники – Виктор Васнецов, Иван Айвазовский, Валентин Серов, Илья Репин. Многие интерьеры повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов.
Начинается музей с Парадных Сеней. Это одно из красивейших помещений, на сводах которого изображено «Родословное древо государей Российских» с портретами великих русских князей и императоров.

Фреска с изображением древа русских царей и великих князей в Историческом музее

Фреска с изображением древа русских царей и великих князей в Историческом музее

А далее – десятки залов, в которых оживает история России от древнейших времен до наших дней. В этом и есть главный философский смысл истории как науки. Как метко заметил французский историк Жюль Мишле: история – это воскрешение. А если есть воскрешение, значит, нет опасности кануть в небытие…
Московский Исторический Музей – крупнейший музей истории в России. Его коллекции насчитывают около 5 миллионов экспонатов и 14 миллионов листов документальных материалов.
Завершает архитектурный ансамбль Красной площади, пожалуй, самое неоднозначное ее строение – мавзолей Ленина. И дело здесь вовсе не в политических «материях». Речь идет исключительно об архитектуре. А с этой точки зрения, мавзолей кажется неким инородным телом среди окружающего великолепия.

Деревянный Мавзолей Ленина

Деревянный Мавзолей Ленина

Мавзолей Ленина

Мавзолей Ленина

Форма усыпальницы отдаленно напоминает древние памятники-пирамиды. Впрочем, архитектор мавзолея Алексей Щусев сам говорил, что тщательно изучал пирамиду Цестия в Риме, мавзолей Цецилии Метеллы, надгробия Аппиевой дороги между Римом и Капуей, пирамиды Египта.
Единственное, что как-то примиряет сосуществование русских, и по главной своей сути православных, памятников с языческой пирамидой, – это ее цвет. Гранит мавзолея по цветовой гамме близок к окружающему его архитектурному ландшафту…
И в конце нельзя не сказать о Воскресенских воротах – парадном въезде на Красную площадь.

Воскресенские Ворота

Воскресенские Ворота

Конец XVII века Вид на Воскресенские ворота и реку Неглинную в конце XVII века

Конец XVII века Вид на Воскресенские ворота и реку Неглинную в конце XVII века

Двойные проездные ворота Китайгородской стены между Историческим музеем и зданием его филиала (бывший музей Ленина) сооружены в 1535 году. В 1680 году над воротами были надстроены две башни, увенчанные двуглавыми орлами.
В 1781 году у ворот была сооружена часовня для Иверской иконы Богоматери, весьма почитаемой москвичами. Причем помолиться сюда приходили даже католики, лютеране, сектанты.

Часовня для Иверской иконы Богоматери

Часовня для Иверской иконы Богоматери

Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Петр I навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, поехал не к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Немецкую слободу к своей возлюбленной Анне Монс.
Однако в 1721 году именно через Воскресенские ворота Петр I торжественно въехал в Москву после победы над шведами в Северной войне и заключения Ништадтского мира. И с этих времен все императорские особы, прибывавшие в Москву, прежде всего, приходили кланяться московской святыне…
При советской власти Иверскую часовню, естественно, закрыли, а в 1929 году разрушили. В 1931 году такая же участь постигла и Воскресенские ворота – они мешали демонстрациям трудящихся и проезду военной техники.
Казалось, все ушло в небытие. Но нет! «Всё проходит и это пройдет». Прошли и коммунисты. В 1994-1995 годах Воскресенские ворота с Иверской часовней были восстановлены, словно и не исчезали никогда…

Наверх