Часы
Время в Москве
01:26:12
Время в Пекине
06:26:12
Курс валют
FreeCurrencyRates.com

Коломенское – Царицыно

Русские цари любили строить свои поместья на востоке Москвы.

Коломенское, Царицыно, Измайлово…

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно

Усадьба-заповедник Коломенское

Усадьба-заповедник Коломенское

Село Коломенское (Проспект Андропова, дом № 39) – старинная царская усадьба начала XIV века. Село впервые упоминается в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты (1288–1340).  В Европе в те времена вовсю шла Столетняя война (1337–1453), Америку было открывать некому – Колумб еще не родился. Полыхали костры инквизиции. В некоторых германских местностях почти не осталось женщин – они добровольно приходили на суд инквизиции и заявляли, что сожительствуют с дьяволом. Это звучало бы смешно, если бы последствия не были трагическими. Этих женщин сжигали. Кстати, в России пытались устроить некое подобие «Святейшей инквизиции». Так, в Новгородской республике в XIV веке жгли причастных к так называемой ереси жидовствующих. Но это быстро было прекращено: инквизицию новгородцев осудили высшие иерархи Русской православной церкви.

Позднее был сожжен протопоп Аввакум, один из видных противников церковной реформы патриарха Никона. Жестоко. Но в те времена в русской церкви происходил раскол. Это, конечно, не оправдывает жестокость, но объясняет ее природу. 

Великий князь Василий III, отец Иоанна Грозного, выстроил в Коломенском в начале 1530-х годов деревянный дворец (2-я улица Дьяково Городище, 27). Он, конечно, не сохранился. Новый дворец в 1660-х годах построил на этом месте царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Дворец включил в себя разновременные и разноуровневые деревянные строения. Однако безвестный архитектор сумел создать из старых и новых строений единый ансамбль. Его называли «восьмым чудом света»…

Восьмое Чудо Света

Восьмое Чудо Света

Дворец поражал и своим внешним видом, и оформлением интерьеров. Его строили лучшие мастера Московского царства. Стены и потолки дворца были сделаны из теса и обиты раскрашенными холстами. В личных покоях царя стены были обиты золочеными кожами с тисненым орнаментом. Росписи интерьеров копировались с иллюстраций духовных книг. Преобладал растительный орнамент – «травное письмо». Полы были выполнены из дубового паркета. Помещения отапливались изразцовыми печами, которые были украшены  геральдическими орлами, единорогами, птицами, цветами.

Мебель во дворце была разнообразной – как русская, так и западноевропейская. Лавки, столы и стулья покрыты  дорогими скатертями, бархатом, атласом или восточными коврами.

Царь Алексей Михайлович с семьей часто приезжал в Коломенское, которое стало его  главной загородной резиденцией. Любил этот дворец и Петр I. Но после того, как столица России была перенесена в Санкт-Петербург, Коломенское утратило свое прежнее значение.

В первой половине XVIII века царственные особы редко бывали в Коломенском дворце. Он ветшал. В 1762 году его посетила только что восшедшая на престол императрица Екатерина II. Узнав сумму реставрации дворца, сказала: «Дорого». И повелела его разобрать – к тому времени уже начали рушиться кровли величественного здания. Впрочем, была сделана небольшая деревянная модель дворца…

Именно по этой модели, и по сохранившимся чертежам, Коломенский дворец был в 2010 году воссоздан. Да, конечно, это – «новодел». Но… лучше так, чем совсем ничего…

Воссозданный Коломенский дворец, 2010 год

Воссозданный Коломенский дворец, 2010 год

Коломенское знаменито не только дворцом, но и храмом Вознесения, построенным в 1528-1532 годах при великом князе Василии III.

Храм Вознесения в селе Коломенское

Храм Вознесения в селе Коломенское

 «Церковь (Вознесения) вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», – написал летописец. 

Французский композитор Гектор Берлиоз, увидев храм, был потрясен: «Ничто меня так не поразило…  Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел стремление ввысь, и долго стоял, ошеломленный».

Можно понять восторг Берлиоза: подобно стреле, храм рвется ввысь. Это завораживающее зрелище. Похожее на старт ракеты!…

Храм Вознесения в селе Коломенское

Храм Вознесения в селе Коломенское

Здание храма представляет собой равноконечный крест. Его высота – 62 метра. У Вознесенкой церкви было еще одно важное назначение – она служила наблюдательным пунктом. Из него была видна соседняя смотровая башня, а от нее – третья. И так далее, за сотни километров от Москвы… Это позволяло вовремя приготовиться  к набегам кочевников.

В 1994 году храм Вознесения включён во Всемирный список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Храм Вознесения в селе Коломенское

Храм Вознесения в селе Коломенское

Зодчий, построивший церковь, доподлинно не установлен. Впрочем, анонимность свойственна древнему русскому творчеству. Свои работы мастера тех времен редко подписывали: духовное искусство не могло нести личностного начала…

То, что автором знаменитой иконы «Троица» является Андрей Рублев стало известно лишь благодаря тщательным исследованиям, – много времени спустя после кончины иконописца… в начале  XX века!.. (курсив не переводим)

Музей-заповедник «Коломенское» включает в себя еще несколько церквей, а также сторожевые башни и деревянные постройки различного назначения, построенные в XVI-XVII веках.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Храм Георгия Победоносца в Коломенском

Храм Георгия Победоносца в Коломенском

Во время православных и языческих праздников на территории музея устраиваются костюмированные представления с играми, песнями, плясками.

Праздник Сабантуй-2012 в Коломенском

Праздник Сабантуй-2012 в Коломенском

Другая знаменитая монаршая усадьба на востоке, точнее – юго-востоке, Москвы – Царицыно (улица Дольская, № 1) – один из крупнейших памятников, выполненных в стиле так называемой «русской готики», ставший образцом для аналогичных ансамблей, конечно, меньших размеров.

Государственный музей-заповедник Царицыно

Государственный музей-заповедник Царицыно

Дворцовый комплекс заложила в 1775 году императрица Екатерина II. Архитектором был назначен, пожалуй, самый известный зодчий той эпохи – Василий Баженов.

До этого, в XVII веке, на месте дворца, находилось село, которое называлось, то Пустошь Черногрязная, то Черная Грязь, то Богородское, и принадлежало Стрешневым – родственникам царствующего дома Романовых. Потом село перешло во владение государственного деятеля князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи. Это был один из самых образованнейших людей своего времени – его библиотека вызывала восхищение даже у иностранных путешественников. Ее основу составляли книги по русской и европейской истории, богословские сочинения, труды по географии, ботанике, геральдике. Также известно, что Голицын интересовался астрономией, математикой, медициной.

Дом Голицына в центре Москвы, стоявший на месте ныне существующего здания парламента – Государственной думы (Охотный ряд, дом № 1)  – был один из красивейших домов. «В его обширном московском доме, — писал знаменитый историк Василий Ключевский, — все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены, большими зеркалами, по стенам висели картины и портреты русских и иноземных государей и немецкие географические карты в золоченых рамах; на потолках нарисована была планетная система, множество часов и термометров художественной работы завершали убранство комнат. Крыша дома была покрыта медными листами; наличники окон и дверей снаружи были украшены каменной резьбой. В доме князя Голицына, самого образованного человека своего времени, говорившего на нескольких иностранных языках, встречались как приезжие иностранцы самых различных направлений, до иезуитов… включительно, так и передовые элементы русского общества».

Но Голицын – так уж сложилось на политической шахматной доске! – вместо того, чтобы стать одним из ближайших сподвижников Петра I, оказался в стане его противников. Усмешка судьбы…

Голицына, после свержения царевны Софьи, сослали на север, под Архангельск, где он и закончил свои дни в Красногорском монастыре. Там даже есть памятная доска: «Под сим камнем погребено тело раба Божиего… князя Голицына…». Sic transit gloria mundi!.. 

После Голицына селом Черная Грязь владел Дмитрий Кантемир, господарь Молдавии. Там прошло детство знаменитого русского поэта-сатирика Антиоха Кантемира. А в 1775 году село было куплено Екатериной II и переименовано в Царицыно.

Дворцовый комплекс возводился почти 20 лет – с 1775 по 1796 годы. С самого начала было решено строить Царицыно в готическом стиле, чтобы оно напоминало Екатерине родную Германию.

Проектный чертёж Василия Баженова, 1776 год

Проектный чертёж Василия Баженова, 1776 г

Василий Баженов, придворный архитектор, за 10 лет успел почти полностью возвести дворцовый ансамбль. Торопил рабочих, часто «вылезал» за пределы сметы, наделал больших долгов – из Санкт-Петербурга не всегда вовремя приходили деньги на строительство…

По его проекту построены Хлебный корпус, Малый дворец, Оперный дом, Кавалерские корпуса, мосты и Виноградные ворота. Также зодчий возвел вместо одного большого дворца – два одинаковых – для Екатерины II и ее сына Павла I.

Макет Среднего дворца (Оперный дом), 1776—1778гг

Макет Среднего дворца (Оперный дом), 1776—1778гг

К 1785 году здания были практически закончены и снаружи, и внутри. А в июне того же года императрица приехала в Москву, чтобы посмотреть на свой новый дворцовый ансамбль…

В сопровождении своих приближенных и иностранных послов Екатерина II ехала по подмосковной дороге в сторону Царицыно. И тут случилось неожиданное. Очевидец рассказывал, что издалека главный дворец, продолговатой формы, с башнями по углам показался императрице похожим на… катафалк с погребальными факелами. И она, не доехав до дворца, спешно велела поворачивать лошадей назад.

Может, это и выдумка. Но вот как описывал баженовский дворец известный поэт Александр Воейков: «Черные башни дворца, повелевающего окрестностями, и выпуклая длинная кровля его, издали подобны отшельникам, держащим гроб какого-нибудь великана»…

Екатерина II Великая. Художник Федор Рокотов

Екатерина II Великая. Художник Федор Рокотов

По рассказу другого очевидца, Екатерина II все-таки посетила Царицыно. Быстро прошла через залы главного дворца, побывала в боковом корпусе, где располагались её жилые покои. Вердикт императрицы был суров: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны…

Некоторые исследователи уверены: причиной монаршего гнева стало то, что императрица узнала о принадлежности Баженова к масонству и о его тайных контактах с цесаревичем Павлом Петровичем. Екатерина боялась заговора: ведь ее сын имел гораздо больше прав на трон, чем она. А масоны могли бы привести в движение тайные пружины заговора с целью свержения Екатерины с престола. Она-то хорошо знала, что такое возможно – сама некогда свергла с русского престола своего мужа, императора Петра III.

Принадлежность Баженова к масонам «изобличал» и декор многих царицынских строений, чьи каменные узоры напоминают масонские шифры и эмблемы. Даже сам план дворцового комплекса некоторые исследователи считают неким масонским шифром…

И все же истинная причина монаршего неудовольствия до сих пор неизвестна. Во всяком случае, дело тут не в главном дворце, раскритикованном Екатериной. Тем более, что императрица ведь сама утверждала проект Баженова!

Но, как бы то ни было, зодчий был отстранен от строительства и уволен со службы. Новым архитектором назначен его ученик – Матвей Казаков. Он представил Екатерине II новый проект дворца, который был одобрен. Императрица также повелела разобрать до основания построенный Баженовым главный корпус, и начать строительство дворца заново. Это уникальный в истории случай, когда разбиралось совершенно готовое новое здание!

Дворец Казакова тоже был исполнен в готическом стиле, но в отличие от баженовского проекта, более похож на европейские средневековые замки.

Василий Баженов и Михаил Казаков. Памятник Царицыно

Василий Баженов и Михаил Казаков. Памятник Царицыно

По крайней мере, так утверждают специалисты. Казаковский дворец строился, как и баженовский, 10 лет. Лишь в 1796 году строители приступили к внутренней отделке здания. Но в ноябре того же года скончалась Екатерина II. А Павел I, посетивший несколько месяцев спустя Царицыно, повелел прекратить всякое строительство…

Незаконченный дворец уже спустя несколько лет представлял собой мрачные развалины. Другие постройки также превращались в руины, великолепный парк и оранжереи пришли в запустение. Единственной обитаемой постройкой был лишь один из корпусов для кавалеров, который арендовали то под трактир, то под гостиницу.

А со второй половины XIX века царицынская земля стала сдаваться в аренду под летние дачи. Уже к началу XX века их насчитывалось более тысячи. Царицыно стало считаться дорогой и престижной дачной местностью.

После революции 1917 года многие строения дворцового комплекса были превращены в коммунальные квартиры. Появился в Царицыно и музей, но просуществовал недолго.

Лишь в 1984 году там был открыт музей-заповедник, начались реставрационные работы. Уже к 2001 году большая часть строений на территории Царицына приобрела обновленный вид.

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Чего только нет на территории дворцово-паркового ансамбля, которая составляет порядка 100 гектаров! Красивые дворцы, павильоны, беседки, башни, мосты, восьмикилометровый каскад прудов, фонтаны.

Фонтаны Царицыно

Фонтаны Царицыно

Фонтаны Царицыно

Фонтаны Царицыно

Среди них – свето-музыкальный «поющий» фонтан, который работает под 4 мелодии: «Вальс цветов» и «Марш» Петра  Чайковского, а также две композиции Поля Мориа.

В Большом дворце располагается выставка археологических находок, найденных в Царицыно. Вторая экспозиция посвящена жизни Екатерины II. Здесь представлены мебель, картины, книги середины XVIII – начала XIX веков. В Хлебном доме – выставка  «Парадный стол эпохи Екатерины Великой».

Кстати, реставраторам Царицыно досталось от критиков. Они говорят, что восстановление дворцового комплекса велось без учета архитектурных особенностей XVIII века, некоторые строения – это не исторические памятники, а плод воображения современных архитекторов.

Но москвичи и гости столицы любят Царицыно, и музей-заповедник привлекает массу отдыхающих в любое время года.

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Наверх