Часы
Время в Москве
11:49:36
Время в Пекине
16:49:36
Курс валют
FreeCurrencyRates.com

Адмиралтейство

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ОСТРОВ.
На этом Питерском острове расположены главные символы города – Дворцовая площадь, Зимний Дворец и Эрмитаж, Исаакиевский собор и Медный всадник.
Дворцовая площадь (метро Невский проспект) – одна из самых красивых в мире. По размеру она почти в два с половиной раза больше, чем Красная площадь в Москве.

Дворцовая площадь

Дворцовая площадь

Это место было задумано центральным в городе самим Петром Первым в 1721 году. Называлось оно Адмиралтейский луг и, собственно, лугом-то и было. По инициативе Петра была заложена основная планировочная схема Санкт-Петербурга в виде трелучника, исходящего от Адмиралтейства. Два луча – это нынешний Невский и Вознесенский проспекты – возникли как раз при царе-основателе, а третий луч – современная Гороховая улица – появился спустя десять лет после его кончины. Эти три луча разделили огромный Адмиралтейский луг на несколько частей.

Проект Адмиралтейства

Проект Адмиралтейства

Центральное место Санкт-Петербурга

Центральное место Санкт-Петербурга

До времён правления Екатерины Великой на лугу устраивали за казённый счёт грандиозные празднества с народными гуляниями и роскошными фейерверками. Для бедняков делали самые настоящие винные фонтаны, а на лугу жарили огромные туши коров, которыми угощался собравшийся люд. Всё это, конечно, привлекало в город толпы крестьян, которые здесь постепенно обосновывались.
Наименование «Дворцовая» площадь получила в 1776 году после того, как на ней был возведён Зимний Дворец (Дворцовая площадь, дом 2). Его автор – Бартоломео Растрелли. Он создал дворец в стиле пышного барокко.

Зимний дворец

Зимний дворец

Но если начало строительство пришлось на период правление императрицы Елизаветы Петровны, при которой и была сделана отделка фасадов, то окончание работ пришлось на царствование Екатерины Второй. Первое, что она сделала, – и об этом мало кто знает, – это отстранила от работ Растрелли. Отделкой дворца занимались уже другие французские и итальянские архитекторы под руководством Ивана Бецкого – личного секретаря Императрицы и президента Императорской Академии Искусств. Позже над интерьерами дворца и обустройством площади трудились архитектор и живописец Джакомо Кваренги и Карл Росси. Свои личные покои Екатерина разместила в юго-западной части. А строго под ними распорядилась обустроить комнаты любовника – Григория Орлова. Надо заметить, что к Орловым она питала особые чувства. В другие годы её фаворитом был брат Григория – Алексей.
В 1764 году, в Берлине, Екатерина приобрела для себя восхитительную коллекцию из 225 картин – произведений голландских и фламандских художников. С этого момента и берёт своё начало одна из крупнейших в мире картинных галерей.

Эрмитаж

Эрмитаж

Один из многочисленных залов Эрмитажа

Один из многочисленных залов Эрмитажа

Екатерина поместила свои картины в уединённых апартаментах дворца, получившее французское название «Эрмитаж», которое как раз обозначает место уединения. В Эрмитаж просвещённая императрица пускала и простой народ, чтобы все желающие могли наслаждаться произведениями искусства. Однако, вскоре Екатерине надоело, что публика шастает туда-сюда через её покои. И для Эрмитажа она повелела выстроить специальное здание, восточнее дворца.

Эрмитаж

Эрмитаж

В наши дни рассказывают множество легенд, связанных с Эрмитажем. Одна из них – о последнем хозяине Зимнего дворца, расстрелянном императоре Николае Втором. Работники Эрмитажа уверяют, что по вечерам, когда туристы покидают залы, в темной галерее среди старинных гобеленов можно увидеть призрак последнего царя, неслышно ступающий по паркету. По словам некоторых сотрудников музея, время от времени что-то по ночам заставляет срабатывать сигнализацию. Знаменитые эрмитажные кошки (работают в штате и ловят крыс и мышей со дня основания музея) тоже видят нечто подобное. Говорят, что по ночам, они вдруг уставятся в потолок и напряжённо прислушиваются или вдруг испуганно бросятся врассыпную по пустому залу….

Эрмитаж. Скульптуры

Эрмитаж. Скульптуры

Существует и легенда, связанная с Петром Первым, а точнее с так называемой «Восковой персоной», сделанной после смерти императора. Многие видевшие её люди говорят, что Пётр у них на глазах якобы вставал, кланялся, потом указывал пальцем на дверь и выпроваживал незваного гостя вон.
Есть ещё в Эрмитаже, якобы, и потайные подземные ходы, которые соединяют его с другими зданиями, в том числе с особняком прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. (улица Куйбышева, дом 2. Метро Горьковская). Она была возлюбленной Николая Второго в ту пору, когда он ещё не взошёл на престол. Возможно, что по тайным подземным переходам, юный Николай навещал свою танцовщицу.

Про экспонаты Эрмитажа рассказывают и анекдоты. В Музее находится сейчас скульптура безрукой Венеры Таврической, когда-то украшавшей Летний Сад. Ещё в ту пору, рядом с «белой дьяволицей», как ее называли петербуржцы, находился часовой. В октябре 1917 года, после штурма Зимнего дворца, возле нагой богини стоял на посту вооруженный матрос. И если верить фольклору, то время от времени он выкрикивал: «Кто руки обломал? Ноги повыдергиваю!»
Несмотря на невероятных размеров коллекцию, Эрмитаж устроен очень разумно. На первом этаже – всяческие древности, на втором – искусство эпохи Ренессанса, барокко и классицизма. На третьем этаже мировая живопись конца 19 – начала 20 веков.

Эрмитаж. Живопись

Эрмитаж. Живопись

Эрмитаж. Искусство

Эрмитаж. Искусство

Эрмитаж. Рыцари в доспехах

Эрмитаж. Рыцари в доспехах

Эрмитаж. Скульптуры

Эрмитаж. Скульптуры

Бесполезно пытаться обойти Эрмитаж за один день. Лучше сразу определиться, что намереваетесь посмотреть. Музей работает со вторника по субботу с 10.30 до 18 часов, а в воскресенье до 17.00 Билет для иностранцев стоит около 10 долларов.
Но Зимний Дворец с Эрмитажем далеко не единственной украшение центральной площади города. В настоящий момент Дворцовая площадь-это единый архитектурный ансамбль, создававшийся на протяжении нескольких веков.

Панорама Дворцовой площади

Панорама Дворцовой площади

Северная его граница – Зимний Дворец, Южная – полукружье Главного Штаба с Триумфальной аркой, увенчанной Колесницей Победы.

Полукружье, Главный Штаб, Триумфальная арка, Колесница Победы

Полукружье Главного Штаба с Триумфальной аркой, увенчанной Колесницей Победы

Колесница Победы

Колесница Победы

С Востока площадь обрамляет Здание Штаба гвардейского корпуса.

Здание Штаба гвардейского корпуса

Здание Штаба гвардейского корпуса

Ну а в центре красуется Александровская колонна. Она была воздвигнута в стиле ампир, в 1834 году, французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая Первого.

Александровская колонна

Александровская колонна

Ангел, Александровская колонна

Ангел на Александровской колонне

Он повелел создать её в память о победе своего старшего брата Александра Первого над французским императором Наполеоном Бонапартом. Колонна, которую нередко называют «Александрийским столпом» по стихотворению Пушкина, один из известнейших памятников Петербурга.
На всякий случай знайте, что огромный монолит никак не закреплён и держится только силой собственного веса.
Заметим также, что сочетание классицизма и барокко на Дворцовой площади даёт впечатление настоящего императорского величия. По замыслу архитектора Карла России, особо эффектным должно стать восприятие всего комплекса со стороны Большой Морской улицы, ведущей к арке Главного Штаба. Так что непременно взгляните на площадь с этого ракурса.

Арка Главного Штаба

Арка Главного Штаба

За свою историю, Дворцовая площадь видела, как много веселья, великолепных военных парадов, так и немало пролитой крови. В 1905 году здесь была расстреляна царскими войсками мирная демонстрация рабочих. А в 1917 году на Дворцовой площади состоялся решающий бой за власть. Октябрьская революция привела к установлению нового политического строя. А сама площадь почти на 30 лет даже была переименована в площадь Урицкого, по имени одного из революционных деятелей.
Один из величайших памятников архитектуры – это здание Адмиралтейства.

Здание Адмиралтейства

Здание Адмиралтейства

Как мы уже упоминали, от него лучами расходятся три центральные улицы Санкт-Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. С самых удалённых мест на этих улицах можно увидеть шпиль Адмиралтейства, который является одним из символов города.
Первое здание Адмиралтейства, возведенное еще в 1704 году по проекту самого Петра Первого, представляло собой одноэтажный корпус в форме буквы «П», увенчанный башенкой. Именно здесь строились корабли и зарождался российский флот. В начале 19 века было принято решение перестроить Адмиралтейство, чтобы его внешний облик гармонировал с парадным центром Российской столицы. Грандиозная постройка, длина главного фасада которой достигает 406 метров, состоит из двух корпусов. Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. А на шпиле установлен флюгер в виде кораблика.

Флюгер, кораблик, купол, Адмиралтейство

Флюгер в виде кораблика на куполе здания Адмиралтейства

Весящий 65 килограмм, он покрыт двумя килограммами чистого золота! Именно поэтому он так сияет на солнце. Здание украшено скульптурами, образы которых связаны с легендами и мифами о морской стихии.
Вот что писал об этом архитектурном шедевре поэт Осип Мандельштам:
«Нам четырёх стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек:
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?»
Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию «Нимфы, несущие земную сферу»: 28 статуй, олицетворяющих четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра, а также богиню Изиду – покровительницу кораблестроения и Уранию – музу астрономии. 22-ух метровый горельеф изображает аллегорическую картину «Заведение флота в России». На нем изображен бог морей Нептун, вручающий Петру Первому трезубец – символ владычества над морями. В 1874 году перед зданием Адмиралтейства был разбит красивый Александровский сад, с бюстами русских писателей и музыкантов.
Также на Адмиралтейской набережной можно увидеть самых знаменитых городских львов.

Львы, Адмиралтейская площадь

Львы на Адмиралтейской площади

Львы, Адмиралтейская площадь

Львы на Адмиралтейской площади

Они – любимцы петербуржцев. Медные львы, рядом с Дворцовым мостом, были отлиты в 1832 году, по проекту всё того же архитектора Карла Росси. Львы стоят, повернув друг к другу свои тяжёлые лобастые головы, на широкой гранитной лестнице, спускающейся к самой воде. Их грозные морды, могучие лапы и мускулистые тела как бы защищают город от всяческих напастей. Великолепные скульптуры хорошо видны издалека, а их отражение чётко прорисовывается на глади реки Невы, особенно в период белых ночей.
Доминанта Санкт-Петербурга – это Исаакиевский собор, расположенный на Адмиралтейском острове (Исаакиевская площадь, дом 4).

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Его позолоченный купол виден почти из любой точки города. Своим созданием храм обязан Петру Первому. Будущий русский император появился на свет 30 мая – в день Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых. Переехав в Питер, царь распорядился построить там деревянную Исаакиевскую церковь в честь своего покровителя. Но находилась она чуть поодаль нынешнего храма – на том месте, где сейчас стоит «Медный всадник».
Кстати, в этой церкви состоялось венчание Петра с Екатериной. Почти 10 лет он жил вне брака с этой латышской простолюдинкой, но испытывая сильнейшую привязанность, всё же решил сделать её императрицей. Венчание, как мы уже сказали, проходило именно в Исаакиевском соборе. Но деревянная церквушка простояла недолго. Спустя годы её не раз пытались перестроить, однако, только четвёртая попытка обернулась безусловным шедевром. Может и потому, что русские цари не поскупились на финансирование.
Для возведения нового храма наняли молодого французского архитектора Огюста Монферрана. Работы по возведению собора начались в 1818 году и продолжались в течение сорока лет!

Архитектор Огюст Монферран

Архитектор Огюст Монферран

Поговаривали, что Монферрану было предсказано, что жизнь его продлится до тех пор, пока будет строиться собор. Заметим, что скончался архитектор ровно через месяц после того, как закончил свою работу. Кто знает, может это просто сила убеждения? На самом же деле, строительство Исаакиевского собора растянулось на многие десятилетия, поскольку обнаружилось несколько серьезных ошибок. Некоторые из них вскрываются и по сей день. Например, 12-ти тонные колонны храма на миллиметры сдвигаются в разные стороны, и под них приходится забивать сваи.

Колонны Исаакиевского собора

Колонны Исаакиевского собора

Власти уделяли постройке Исаакиевского собора особое внимание. Император Николай I даже отклонил предложение по основанию в Петербурге нового торгового порта, крайне необходимого для российской промышленности, ведь деньги нужны были для возведения Исаакиевского собора. Особо тяжелой работой для Монферрана стало золочение купола. Ну, во-первых, на него ушло 100 килограммов золота, что обошлось «в копеечку», а во-вторых, во время процесса золочения использовалась ртуть. Говорят, что от ядовитых испарений, погибли 60 мастеров. Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих. Страшно сказать, но судя по документам тех лет, около четверти из них погибли от несчастных случаев на стройке, или от болезней.

Строительство Исаакиевского собора

Строительство Исаакиевского собора

При отделке собора использовался гранит, различные виды мрамора, малахит и лазурит, а в создании росписи и скульптур участвовали такие известные мастера как Пётр Клодт и Карл Брюллов. Последний создал огромную тысячеметровую картину «Богоматерь во славе».

Картина, Богоматерь, плафон, главный купол, Исаакиевский

Картина «Богоматерь во славе» на плафоне главного купола Исаакиевского собора

Кстати сказать, простудившись на сквозняке во время этих работ в Исаакиевском соборе, Брюллов уехал на лечение в Италию, да так и не вернулся в Россию.
Мозаики и живопись не единственное украшение величественного храма. Обратите внимание на колонны из малахита и лазурита. На самом деле они не цельные.

Колонны, малахит, лазурит, Исаакиевский собор

Колонны из малахита и лазурита внутри Исаакиевского собора

Это так называемая «русская мозаика» – очень тонкие, всего в несколько миллиметров срезы камня, прикреплённые к каменной или металлической основе. Лучше всего можно разглядеть технологию на бюсте архитектора Монферрана – он создан как раз из всех видов минералов, которые были использованы в облицовке интерьера.

Бюст, Огюст Монферран

Бюст Огюста Монферрана

Кстати сказать, этот бюст прижизненный. По воспоминаниям современников, Монферран с восторгом демонстрировал его гостям в своей гостиной. Так что бюст переехал в собор только после смерти мастера.
До социалистической революции Исаакиевский собор Санкт-Петербурга был кафедральным собором Русской Православной Церкви. В нём проходили все главные службы и торжества, там крестили членов царской семьи. Храм занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Он превышает сотню метров в высоту и может вместить до 12 тысяч человек.
Великолепный Исаакиевский собор сильно пострадал во время Второй Мировой войны.

Исаакиевский собор,  годы войны

Исаакиевский собор в годы войны

Колонна, Исаакиевский собор, след, осколок снаряда

Колонна Исаакиевского собора со следом от осколка снаряда

До сих пор на его колоннах видны следы от осколков снарядов, но всё же храм удалось сохранить. Во многом, благодаря тому, что золотой купол, который был прекрасным ориентиром для артиллерии, перекрасили в серый цвет. Так что громада Исаакиевского собора стала менее приметна. Сейчас петербуржцы любовно и как бы панибратски называют его «чернильница» – говорят, что очень похож внешне.
Обратите внимание на специальную экскурсию, включающую колоннаду Исаакиевского собора. Летом она открыта до поздней ночи и оттуда прекрасный вид на город.
Сейчас сам Храм – это музей. Он работает ежедневно, кроме среды.

Вид, колонада, Исаакиевский собор

Вид с колонады Исаакиевского собора

Ещё одним из многочисленных шедевров Адмиралтейского острова является Медный всадник – скульптура Петра Первого на Сенатской площади.

Скульптура, Медный, всадник

Скульптура Медный всадник

Памятник – символ города и поэтому возле него постоянно фотографируются многочисленные туристы. Кстати, и здесь не обошлось без Пушкина. Памятник стали называть «медным всадником» после одноимённой поэмы:
«Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сём коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
На самом же деле всадник не медный, а бронзовый. Памятник делался по заказу Екатерины Великой и она, как известно из переписки, активно обсуждала эту идею с французскими просветителями Дидро и Вольтером. Прежде всего, последовательница Петра хотела изобразить своего кумира не только воякой, но и законодателем. Огромный камень-скала в основании монумента символизирует трудности, которые преодолевал царь в борьбе с непросвещенным, тёмным, богобоязненным боярством.
Кстати, постамент этого памятника не менее известен, чем сама бронзовая скульптура. На Руси его называли «гром-камень». Это настоящая глыба, его нашли на противоположно берегу Невы, в глухой деревне, в лесах и болотах. Известно, что только для извлечения из земли этого камня понадобились тысячи работников, ведь весил он 1600 тонн! Операцию по доставке глыбы к морю, проводили зимой, когда почва была твёрдой и не проваливалась под таким весом. А транспортировка по Неве осуществлялась на специально построенном судне. 26 сентября 1770 года «гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург, на Сенатскую площадь. Для его выгрузки у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке, – судно было как бы притоплено и село на мель на предусмотрительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег. При малой воде остатки этой пристани можно видеть и сейчас. В честь завершения этой труднейшей операции в царской России была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».
Модель конной статуи Петра сделана скульптором Этьеном Фальконе. Однако, совсем не заслуженно широкой публике практически неизвестна его ученица – Мари-Анна Колло. Хотя это именно она за одни лишь сутки вылепила голову Петра. А вот Фальконе бился над ней несколько лет, да так и не смог, попросив сделать это именно Мари Колло. Кстати, современники были сильно рассержены на Фальконе. Он оказался виноват ещё и в том, что обтесал знаменитый гром-камень – постамент памятника, а не сохранил его природного величия.

Скульптура, Медный всадник, гром-камень

Скульптура Медный всадник на гром-камне

Гром-камень

Гром-камень

Со статуей Петра связана знаменитая легенда. В 1812 году, во время наступления армии Наполеона, русские войска готовились оставить Санкт-Петербург. Император Александр Первый приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. Готовился к эвакуации и монумент Петру. В это время, некий майор донёс до императора свой сон. Якобы его, майора Батурина, каждую ночь преследует кошмар. Он видит себя на Сенатской площади у монумента. Вдруг бронзовый лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр Первый. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад и возвращается на Сенатскую площадь. Не поверите, но этот сон не позволил Александру эвакуировать монумент. Вы не поверите ещё больше, но именно из-за этой легенды «Медный всадник» остался на своём месте и во время Второй мировой Войны, хотя большинство памятников было вывезено из города. А сама легенда стала красивыми строками в поэме Пушкина:
«….он по площади пустой
Бежит и слышит за собой
Как будто грома грохотанье
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал…»
В 1834 году за «Медным всадником» возникли великолепные Здания Сената и Синода – это последний проект Карла Росси. После его смерти он был воплощён в жизнь учениками архитектора.

Здания, Сенат, Синод

Здания Сената и Синода

Здания, Сенат, Синод

Здания Сената и Синода

Говорили раньше, что русский классицизм вошёл в Санкт-Петербург через арку Новой Голландии (это остров в Адмиралтейском районе города), а покинул его через арку Сената и Синода. Про эту арку в царские времена был сочинён каламбур. Государственные и церковные чиновники из Сената и Синода были известны своей коррумпированностью. И остряки тогда говорили так: «Сенат и Синод живут ПОДарками». Вроде и не придерёшься, чиновники действительно обитали под красивыми арками Сената и Синода, а их дома и кошельки ломились от многочисленных подношений… Сейчас в этих зданиях располагается Конституционный суд России.
Одна из самых роскошных набережных Санкт-Петербурга – Английская набережная. Первоначально она носила название Галерной, поскольку на ней находилась галерная верфь.

Английская набережная

Английская набережная

Роскошной она тогда отнюдь не была. В первые годы застраивалась в основном непритязательными домами рабочих и служащих, и имела малопривлекательный вид. Но уже в середине XVIII века набережная покрывается гранитом и получает своё нынешнее название, поскольку на ней появляется множество домов, принадлежащих англичанам. На набережной строится Англиканская церковь (дом номер 56).

Англиканская церковь

Англиканская церковь

А неподалёку английский театр, где выступали лучшие лондонские артисты.
Набережная была застроена так называемой «сплошной фасадой» – между зданиями совсем нет просветов. Среди интересных домов на ней можно отметить Дворец Шереметьевых (дом номер 12), дом Нарышкиных (номер 14), особняк Румянцева (44).

Дворец Шереметьевых

Дворец Шереметьевых

Дом Нарышкиных

Дом Нарышкиных

Особняк Румянцева

Особняк Румянцева

В доме номер 32, архитектора Джакомо Кваренги, располагалась Коллегия Иностранных дел, а в доме 10 когда-то проходил бал, на который пришёл Пушкин со своей супругой Натальей и Жорж Дантес. Через несколько дней между Пушкиным и Дантесом состоялась дуэль, ставшая роковой для великого поэта.
И по сей день на Английской набережной селятся очень богатые и знаменитые люди.

Наверх